ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ПОГРУЗЧИКА/ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ/ОСТАТОЧНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ
|
!!! Любая грузоподъемная техника, характеризуется ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ при определенном ЦЕНТРЕ НАГРУЗКИ.!!!
Эти понятия связаны неразрывно.
При неправильно подобранной грузоподъемности происходит Опрокидывание погрузчика, что неизбежно влечет за собой:
- материальный ущерб, который складывается, как минимум, из полной или частичной порчи груза и вероятности поломок самого погрузчика и, как максимум, может означать рухнувшие стеллажи + неожиданный ущерб от дополнительно испорченного товара
- разную степень травматизма оператора и окружающих.
|
Центр нагрузки – техническая характеристика оборудования.
Она указывается производителем в сопроводительной документации.
|
Для погрузчиков грузоподъемностью до 5000 кг «легкой серии» по стандарту центр нагрузки — 500 мм. Это означает, что погрузчик грузоподъемностью 1500 кг поднимает номинальный вес (1500 кг), если центр нагрузки не превышает 500 мм. Центр тяжести груза – это точка, где вес всех частей, составляющих груз, может считаться связанным без изменения распределения веса. Идеальный груз — это куб однородного материала со стороной 1000 мм.
|
|
Фактическая грузоподъемность погрузчика равна номинальной, если центр тяжести груза не больше центра нагрузки погрузчика !!!
|
При обработке палетты 1200х1000 мм, которую берут длинной стороной по вилам, центр тяжести груза составляет 600 мм (условно).
|
Грузоподъемность погрузчика при измененном центре тяжести — остаточная грузоподъемность — будет составлять 1300 кг (для погрузчика с номинальной грузоподъемностью 1500 кг) – см. график.
|
На практике центр тяжести груза, как правило, определяют как его середину. Однако это определение «на глазок» и носит очень приблизительный характер, поскольку подразумевает однородную равнораспределенную нагрузку.
|
Если вы обрабатываете палеТту 1000 х 1000 см, но груз на ней распределен неравномерно и большая нагрузка приходится на концы вил, центр тяжести груза смещен в сторону увеличения и фактическая грузоподъемность падает.
|
ОСТАТОЧНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ МАЧТЫ
|
При складировании груза на высоте, необходимо учитывать характеристики мачты и комплектацию погрузчика. Мачты бывают:
- двухсекционные (дуплекс) стандарт (без специального свободного хода),
- двухсекционные со специальным свободным ходом,
- трехсекционные (триплекс), всегда со специальным свободным ходом.
|
Как правило, при высоте подъема до 4-х метров, остаточная грузоподъемность двухсекционных мачт соответствует номинальной (конечно, при условии соблюдения центра нагрузки). При высоте складирования более 4-х метров остаточная грузоподъемность падает.
|
На всех мачтах есть шильда с графиком остаточной грузоподъемности. Если график отсутствует, на шильде погрузчика указана максимальная высота подъема и грузоподъемность на максимальной высоте.
|
|
На рисунке слева — график зависимости остаточной грузоподъемности погрузчика от высоты подъема для автопогрузчика номинальной грузоподъемностью 1500 кг при центре тяжести 500 мм с мачтой триплекс с высотой подъема 6м.
|
Красная линия соответствует остаточной грузоподъемности погрузчика в стандартной комплектации; остаточная грузоподъемность на высоте 6000 м составляет 550 кг. Синяя линия соответствуют погрузчику со сдвоенными передними колесами — остаточная грузоподъемность составляет 1100 кг.
|
Мачта в обоих случаях одна и та же, но сдвоенные передние колеса придают большую устойчивость погрузчику, вследствие чего остаточная грузоподъемность увеличивается в 2 раза.
|
НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
|
Если автопогрузчик оснащен навесным оборудованием, например, кареткой с поперечным перемещением вил, ковшом или поворотным зажимом, остаточная грузоподъемность уменьшается во-первых, на величину собственного веса навесного оборудования; во-вторых, вследствие смещения центра нагрузки вперед («потерей центра нагрузки»).
|
При подборе погрузчика с навесным оборудованием обязательно обратитесь к специалистам.
|